региональная программа

Региональная программа
«Правовое просвещение и формирование основ законопослушного
поведения обучающихся 1-11 классов общеобразовательных
учреждений»
Пояснительная записка
Региональная программа «Правовое просвещение и формирование
основ законопослушного поведения обучающихся обучающихся 1-11 классов
общеобразовательных учреждений» разработана на основании Конституции
РФ, Конвенции ООН о правах ребенка, принятой 20.11.1989г. (Сб-к
междунар. договоров СССР, 1993г.), Семейного кодекса РФ от 29.12.1995
№223-РФ (ред. от 01.09.2012), Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с поручением
Минобрнауки Архангельской области (Письмо министерства образования и
науки Архангельской области от 23.01.2013 №109/02-01-16/345 «О
реализации поручений Президента»).
Одним из направлений государственной политики Российской
Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан
является развитие правового образования и воспитания подрастающего
поколения в образовательных организациях общего образования различного
вида и типа посредством внедрения в образовательный процесс учебных
курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих
получение знаний в области права.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования
определяют
формирование
гражданской
позиции
обучающегося, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические демократические ценности одним из
личностных результатов освоения основной образовательной программы.
Региональная программа «Правовое просвещение и формирование
основ законопослушного поведения обучающихся обучающихся 1-11 классов
общеобразовательных учреждений» (далее – Программа) является частью
системы правового просвещения и формирования основ законопослушного
поведения обучающихся в Архангельской области и ориентирована на
формирование гражданской идентичности, на формирование у обучающихся
законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца.
1. Программа разработана с учетом
- целей и задач воспитания обучающихся, определенных Концепцией
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ и
1

федеральными государственными образовательными стандартами общего
образования;
- повышения актуальности формирования у обучающихся ценностей
гражданского общества и правового демократического государства;
- возрастных закономерностей развития обучающихся,
их
возможностей и способностей на каждой ступени образования;
- прав и обязанностей детей и молодежи и возраста, с которого эти
права и обязанности наступают;
- содержания примерных программ обучения школьников по предмету
«Обществознание»;
- деятельностного характера образования, направленного на
формирование универсальных учебных действий, коммуникативной,
практической, творческой деятельности;
- обеспечения вариативности и гибкости в использовании содержания
данной программы в условиях конкретного образовательного учреждения.
2. Структура программы «Правовое просвещение и формирование основ
законопослушного
поведения
обучающихся
1-11
классов
общеобразовательных учреждений»
Программа структурирована по ступеням общего образования
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование).
Программа имеет пояснительную записку, в которой представлены
особенности программы, ее структура, цели и задачи реализации программы
на каждой ступени, а также особенности реализации программы в
образовательном процессе.
Далее по каждой ступени программа представлена следующими
элементами: планируемые результаты освоения программы; примерный
учебно-тематический план; Содержание программы.
3. Цели и задачи программы
Возраст
Обучающиеся 1-4
Обучающиеся 5-9 Обучающиеся 10обучающихся классов
классов
11 классов
формирование
правовой
культуры
школьников,
Цель
законопослушного
поведения
и
гражданской
ответственности;
развитие
правового
самопознания;
оптимизация познавательной деятельности, профилактика
безнадзорности,
правонарушений
и
преступлений
школьников,
воспитание
основ
безопасности
жизнедеятельности человека.
- знакомство
- воспитание у –
знакомство
Задачи
обучающихся с
школьников
обучающихся
с
основными правами уважения
к правами
и
2

человека (право на
имя, на
неприкосновенность
частной жизни, на
труд и образование и
др.)
формирование
уважительного
отношения к иному
мнению, истории и
культуре
других
народов;
формирование
умения
выражать
свое
мнение
и
конструктивно
разрешать
конфликты;
воспитание
ответственности за
свои поступки.

Закону,
правопорядку,
позитивным
нравственноправовым нормам;
развитие
интереса
обучающихся
к
праву;
формирование
умений
обучающихся
разрешать
конфликтных
ситуаций в семье
и школе.
развитие
творческого
потенциала
школьников через
актуализацию
темы
прав
человека,
норм
законов
и
ответственности
за
их
несоблюдение.

обязанностями;
–
воспитание
гражданской
ответственности,
уважения
к
правам и свободам
другого человека;
– формирование
способности
и
готовности
к
ответственному
действию в сфере
отношений,
урегулированных
правом;
–
развитие
социальноправовой
активности,
умений
подростков
грамотно
отстаивать
свои
права.

4. Особенности реализации программы в образовательном процессе
На основе данной программы педагоги образовательных учреждений
могут разработать
- раздел программы воспитания и социализации обучающихся (как
часть основной образовательной программы школы);
- программу внеурочной деятельности, имеющую духовнонравственную или общекультурную направленность;
- программу факультативного (элективного) курса, имеющего
правовую направленность.
Содержание программы и количество часов и может варьироваться в
зависимости от условий образовательного учреждения и уровня
подготовленности обучающихся в объеме не более 25%.
Программа правового просвещения обучающихся направлена на
реализацию задач федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования.
3

Приложения к программе:
Приложение 1. Список нормативных правовых актов.
Приложение 2. Список литературы для педагогов (указаны источники,
в которых педагоги смогут найти методические разработки обучающих и
воспитательных мероприятий как для обучающихся, так и для их родителей).

4

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы обучающийся должен знать
- правила поведения, принятые в современном обществе;
- названия основных документов в области защиты прав человека;
- основные документы, подтверждающие социальный статус человека;
- о равных возможностях людей, вне зависимости от национальной
принадлежности;
- права человека на неприкосновенность частной жизни, личную и
семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;
- органы (службы), которые занимаются защитой прав ребёнка;
уметь
- уметь раскрыть сущность определений из области прав человека;
- проявлять уважительное отношение к иному мнению, истории и
культуре других народов;
- осознать свою этническую и национальную принадлежность;
- выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
- проявлять осторожность
и осмотрительность при общении с
незнакомыми и малознакомыми людьми;
- самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей,
классом, школой, обществом;
- устанавливать причинно-следственные связи между правами,
обязанностями и ответственностью.
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную
отзывчивость к окружающим людям.
владеть
- приемами решения практических ситуаций;
- правилами поведения безопасного для себя и окружающих;
- приемами бесконфликтного общения и поведения;
- алгоритмом действий в случае нарушения прав ребенка.
Примерный учебно-тематический план
№

Наименование разделов и тем

Количество часов
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1.
Раздел «Право и ответственность»
1.1. Наше право
1
1
1
1
1.2. Что такое ответственность?
1
1
1.3. Ценность жизни
1
1
2.
Раздел «Гражданские права и свободы»
5

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
6.
6.1.
6.2.
6.3.

Государство – это мы
Я и мое имя
1
Личные документы
1
Кто где живет?
1
Дети планеты Земля
Право на тайну
Право на собственное мнение
1
Законы дружбы
1
Раздел «Семья и семейные отношения»
Моя семья
1
Семейный отдых
1
1
Мой дом
Раздел «Образование: права и обязанности»
Мой труд
1
1
Как важно быть грамотным
1
Наша школа
Права и обязанности
1
обучающихся
Раздел «Здоровье и безопасность»
Если хочешь быть здоров
1
Урок безопасности
1
1
1
Безопасная улица
1
1
1
Раздел «Защита прав и ответственность ребенка»
Правонарушение. Виды
1
ответственности.
Как защитить свои права
День защиты детей
1
1
1
Итого
8
9
12

1
1
1
1
1
-

1
1
1
1
1
12

Содержание программы
Виды деятельности
Формы занятий
обучающихся
Радел 1. «Право и ответственность»
Тема «Наше право» Осознание правил, принятых
Правила вокруг нас. в современном обществе.
Конституция
РФ. Знакомство с основными
Конвенция о правах документами
в
области
Классный час
ребенка. Декларация защиты прав человека.
прав человека. Права Понимание
сущности
и
обязанности определений
«право»,
человека. Реализация «ответственность»,
Содержание

6

прав
ребенка. «справедливость».
Справедливость.
Решение
практических
Конфликт прав.
ситуаций «Права в жизни».
Понимание
необходимости
отвечать за свои поступки,
проявлять ответственность по
отношению к другим людям.
Установление
причинноБеседа, ролевая игра
следственных связей.
Решение
практических
ситуаций,
связанных
с
взаимодействием с другими
людьми.
ценности
Тема
«Ценность Осознание
человеческой жизни.
жизни»
Право на жизнь.
Выполнение
правил
Право детей на
безопасного для себя и
защиту здоровья
окружающих образа жизни.
Беседа
Жизнь, ценность
Проявление положительного
жизни, лишение
отношения к сохранению и
жизни, безопасность. укреплению здоровья.
Права – всеобщие и
Анализ жизненных ситуаций.
неделимые.
Раздел 2. «Гражданские права и свободы»
Тема «Государство – Объяснение смысла понятий
«государство»,
это мы»
Государство.
«гражданство», «гражданин».
Обязанность
Знакомство
с
основным
государства
- законом нашего государства соблюдение и защита Конституцией РФ.
Беседа
прав
и
свобод
каждого гражданина.
Конституция РФ –
основной
закон
нашего государства.
Понимание значения имени в
Тема «Я и мое имя»
жизни человека.
Беседа, рисунок
Имя, значение имени,
Понимание значения отчества «Мой портрет»
отчество, фамилия
и фамилии для человека.
Тема
«Личные Знакомство с документами, Беседа, работа в
подтверждающими
группах
документы»
Права, обязанность, социальный статус человека.
Тема «Что такое
ответственность?»
Ответственность по
отношению к другим
людям.
Взаимодействие с
другими людьми.
Внимательное
отношение к людям.

7

возраст, требования,
поведение, документ,
свидетельство
о
рождении.
Тема
«Кто
где
живет?»
Страна, народы,
дружба, иностранный
язык, национальность,
раса, вера, сходство,
различия, такт,
деликатность,
терпимость,
унижение, обычаи.
Тема «Дети планеты
Земля»
Равные возможности
детей
разных
национальностей.
Национальная
культура.
Тема «Право на
тайну»
Информация,
источники получения
информации. Тайна
переписки.
Персональные
данные.
Необходимость
обеспечения
безопасности
персональных
данных. Личные вещи
ребенка.

Тема «Право на
собственное мнение»
Право
каждого
человека
на
собственное мнение,

Рассматривание и сравнение
документов: свидетельство о
рождении, паспорт.
Осознание
целостности Беседа, игра
окружающего мира.
похожи»
Проявление
уважительного
отношения к иному мнению,
истории и культуре других
народов.
Осознание своей этнической и
национальной
принадлежность.

«Мы

Знакомство с традициями Заседание
представителей
различных международного
культур и национальностей.
детского клуба

Осознание права человека на Классный час
неприкосновенность частной
жизни, личную и семейную
тайну, защиту своей чести и
доброго имени.
Освоение доступных способов
получения информации из
различных источников.
Соблюдение
правил
переписки,
сохранения
и
передачи
персональных
данных.
Понимание сути и назначения
личных
вещей,
формулирование
правил
отношения к личным вещам
(«своим и чужим»).
Изучение
правил Беседа
высказывания своего мнения.
Упражнение в выражении
своего мнения, восприятие
(слушание
и
понимание)
8

на свободу мысли и мнения других.
высказываний.
Обсуждение вопроса «Всегда
ли нужно высказывать своё
мнение?»
просмотр
Тема
«Законы Объяснение смысла понятий Беседа,
«дружба», «друг», «общение», видеофрагментов,
дружбы»
Дружба, друг, друзья. «конфликт».
работа в группах
Качества настоящего Изучение
правил
друга.
бесконфликтного общения и
Бесконфликтное
поведения.
общение.
Причины Анализ
конфликтных
ссор и пути их ситуаций, объяснение причин
разрешения.
их
возникновения
и
проектирование путей их
разрешения.
Разрешение
конфликты
посредством учета интересов
сторон
и
сотрудничества
(решение
ситуационных
задач).
Раздел 3. «Семья и семейные отношения»
Понимание назначения семьи. Беседа,
сюжетноТема «Моя семья»
Семья. Члены семьи, Характеристика
семьи
и ролевая
игра
родственные
связи. семейных отношений.
«Семья»
Качества
личности, Подбор
примеров,
которые
подтверждающих
важную
способствуют
роль семьи в жизни человека.
укреплению
семьи
(уважение,
забота,
сочувствие,
сопереживание,
почтение).
Защита
прав ребенка членами
его семьи.
Тема
«Семейный Понимание того, что отдых Беседа, практическое
необходим для сохранения занятие
отдых»
Право
на
отдых. здоровья человека.
Семейный
отдых: Составление
рассказа,
активный, пассивный. подготовка
презентации,
Условия для отдыха, альбома о видах семейного
сохранение здоровья. отдыха.
Объяснение понятий «дом», Беседа, сообщение по
Тема «Мой дом»
Условия жизни. Дом «быт».
теме «Мои желания»
9

и
его
Предметы
роскоши.

функции. Характеристика
условий
быта и жизни, благоприятных для
развития ребенка.
Выражение
собственного
мнения
о
необходимых
предметах быта и предметах
роскоши.
Раздел 4. «Образование: права и обязанности ребенка»
Объяснение понятий «труд», Беседа
Тема «Мой труд»
Деятельность: игра, «учеба»,
«посильный
и
учеба, общение, труд. непосильный труд», «рабочая
Домашний
труд сила».
ребенка. Дети как Различение
видов
рабочая сила
деятельности человека.
Объяснение и характеристика
посильных для ребенка видов
трудовой деятельности.
понятий Беседа
Тема «Как важно Объяснение
«образование», «обучение».
быть грамотным»
Образование, право Понимание
значимости
на образование.
образования.
Тема «Наша школа» Знакомство с внутренним Беседа
Право
на распорядком в школе и
образование.
правилами
поведения
Распорядок в школе. обучающихся.
Устав школы – закон Знакомство с основными
ее
жизни.
Права положениями Устава школы.
учащихся в школе. Знакомство
с
правами
Ответственность
учащихся в школе.
учащихся.
Конкретизация
понятия
«ответственность учащихся».
Тема
«Права
и Подбор примеров из жизни Практическое
школьника по теме «Права и занятие
обязанности
обязанности школьника».
обучающихся»
Права учащихся в Разработка правила поведения
нашей
школе
и в школе, классе (работа в
классе.
Правила группах).
поведения в школе,
классе.
Раздел 5. «Здоровье и безопасность»
понятия Классный
час
Тема «Если хочешь Раскрытие
«здоровье».
приглашением
быть здоров»
Право
на
охрану Понимание
значимости медицинского

с

10

здоровья. Здоровый здоровья и необходимости работника школы
образ жизни.
соблюдение
определенных
правил
для
сохранения
здоровья человека.
Обсуждение правил ведения
здорового
образа
жизни;
демонстрация
примеров и
приемов ведения здорового
образа жизни.
Знакомство
с
услугами
системы здравоохранения.
правил Беседа,
просмотр
Тема
«Урок Выполнение
безопасного для себя и видеофрагментов,
безопасности»
Поведение на улице. окружающих поведения.
решение
Обращение
с Решение
практических ситуационных задач
незнакомыми людьми ситуаций,
связанных
с
на
улице. правилами
поведения
на
Предотвращение
улице,
общения
с
опасных ситуаций на незнакомыми людьми.
улице
с
детьми. Упражнение в общении с
Осторожность.
незнакомыми
и
Осмотрительность.
малознакомыми людьми.
правил Беседа
с
Тема
«Безопасная Формулирование
безопасного поведения на инспектором ГИБДД,
улица»
Дорожная
улицах и дорогах.
социальная
акция,
безопасность, правила Соблюдение
правил конкурс
рисунков
дорожного движения. дорожного движения.
«Мой
двор,
моя
Правила безопасного Различение
прав
и улица»
поведения на улицах обязанностей
пешеходов,
и дорогах. Дорожно- велосипедистов, пассажиров.
транспортный
Выявление причин дорожнотравматизм.
транспортного травматизма.
Анализ
практических
ситуаций,
связанных
с
дорожно-транспортным
травматизмом.
Раздел 6. « Защита прав и ответственность ребенка»
Называние
признаков Беседа
с
Тема
правонарушений.
инспектором
по
«Правонарушение.
Различение
видов делам
Виды
правонарушений и
видов несовершеннолетних.
ответственности»
Правонарушения:
ответственности
проступки
и Подбор примеров проступков
11

преступления. Виды
наказаний
несовершеннолетних
детей и подростков
Тема «Как защитить
свои права»
Органы власти в чьи
обязанности входит
защита прав ребенка.

и правонарушений.
Анализ
практических
ситуаций,
связанных
с
правонарушениями.
Знакомство
с
органами
(службами),
которые
занимаются защитой прав
ребёнка.
Составление
алгоритма
действий в случае нарушения
прав ребенка.
Решение
практических
ситуаций.
Тема «День защиты Осознание и освоение правил
поведения,
принятых
в
детей»
современном обществе.
Выполнение
правил
безопасного для себя и
окружающих образа жизни и
поведения.
Выражение
собственного
мнения.

Классный час, беседа
с инспектором по
делам
несовершеннолетних.

Праздничное
мероприятие,
конкурс рисунков «Я
рисую свои права»,
викторина

12

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы обучающийся должен знать
- содержание прав и свобод человека и гражданина РФ;
- понятие и принципы правосудия;
- органы и способы правозащиты;
уметь
характеризовать
организации
и
деятельность
органов
государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых,
административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения
трудовых договоров;
- использовать различные формы социальной защиты и социального
обеспечения.
№
1.
1.1.
1.2
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1.
3.2.

4.
4.1.
4.2.
5.
5.1.
5.2.
6.
6.1.

Примерный учебно-тематический план
Наименование разделов и
Количество часов
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
тем
Раздел «Основы права
Право, мораль и религия
2
Ловушка для подростка
3
Раздел «Права человека»
Встреча с законом
2
Основной закон
2
государства
Человек и его права
2
Раздел «Права ребенка»
Ваши права, дети
1
Конвенция о правах
2
ребенка. Охранная грамота
детства
Раздел «Гражданские и политические права»
Гражданство и гражданин
1
Права детей по
гражданскому кодексу
Раздел «Трудовое право»
Права детей по трудовому
2
кодексу
Труд – право или
обязанность?
Раздел «Семейное право»
Семья – это…

1

2

1
13

6.2.
7.
7.1.
7.2.
8.
8.1.
8.2

Семья и закон
2
Раздел «Взаимоотношение прав и обязанностей. Обязанности
детей»
Мои права = мои
2
2
обязанности
Законы об обязанностях
1
Раздел «Защита прав человека»
Как защитить свои права?
2
Защита прав человека на
1
международном уровне
Итого
5
5
7
7
7
Содержание программы

Виды деятельности
Формы занятий
обучающихся
Радел 1. «Основы права»
понятий
«право»,
Тема «Право, мораль Освоение
«правовая норма», «элементы
и религия»
Понятия
«право», права», «источники права».
«правовая
норма».
Лекция
с
Элементы
системы
элементами
права.
Источники
дискуссии
права. Правовая норма
и ее структура. Виды
правовой нормы.
новых
понятий: Лекции и беседы
Тема «Ловушка для Изучение
правоотношения, юридическая с обучающимися,
подростка»
Понятие
ответственность.
имитационные
«правоотношения»,
игры
виды
юридической
ответственности.
Раздел 2. «Права человека»
Тема
«Встреча
с Изучение основ конституции РФ Беседа,
(знакомство
с
отдельными викторина «Что
законом»
Понятие
статьями конституции).
мы знаем о
«конституция».
Работа в группах в процессе конституции?»
Конституция
как подготовки к викторине.
основной
закон
страны.
Тема
«Основной Знакомство с правами человека, Беседа.
отраженным ив Конституции РФ. Прием «Новая
закон государства»
Содержание

14

Глава 2 Конституции
РФ. «Права и свободы
человека
и
гражданина».

Тема «Человек и его
права»
Права человека как
регулятор отношения
человека, общества и
государства.
Появление
прав
человека. Подходы к
правам
человека.
Основные документы
по правам человека.
Всеобщая декларация
прав человека.
Европейская
конвенция по правам
человека.
Тема «Ваши права,
дети»
Общее понятие прав
ребенка. Отличие прав
ребенка
от
прав
взрослых.
Права
ребенка в школе.
Тема «Конвенция о
правах
ребенка.
Охранная
грамота
детства»
Основные группы прав
детей по конвенции.

конституция»
(составление
своего перечня
прав,
сопоставление с
Конституцией
РФ»)
Изучение документов.
Беседа, работа с
Сопоставление прав человека, документами (в
прописанных в Европейской группах), прием
конвенции, и ситуации их «Шкала»
реализации в РФ.

Раздел 3. «Права ребенка»
Изучение
понятия
«права
ребенка», понимание сущности
определения
«право»,
«ответственность»,
«справедливость».

Беседа с
использованием
активных и
интерактивных
методы работы

Изучение
Конвенции
прав Практическое
ребенка.
занятие –
Знакомство с текстом и историей изучение
принятия конвенции по правам документа
ребенка.
Понимание
важности
для
каждого школьника знания прав
ребенка (обсуждение вопросов в
группах).
Раздел 4. «Гражданские и политические права»
Беседа,
Тема «Гражданство и Изучение новых понятий.
Рассмотрение
закона
«О рассмотрение
гражданин»
15

Понятие «гражданин»,
«гражданство».
Условия
получения
гражданства.
Гражданство ребенка.
Закон
РФ
«О
гражданстве».
Тема «Права детей по
гражданскому
кодексу»
Характеристика
ГК
РФ,
имущественные
права детей по ГК РФ.

гражданстве» (главы 2 и 3: ситуаций,
приобретение и прекращение связанных с
гражданства РФ).
приобретением
или лишением
гражданства
Знакомство с ГК РФ, решение Практическое
правовых задач.
занятие
Драматизация
ситуаций,
касающихся
имущественных
прав детей.

Раздел 5. «Трудовое право»
с
основными Беседа. Работа с
Тема «Права детей по Знакомство
правами
и
обязанностями коллажами в
трудовому кодексу»
Трудовой кодекс РФ, несовершеннолетних работников группах по
особенности
по ТК РФ.
трудовым правам
регламентации труда
детей.
несовершеннолетних.
Тема «Труд – право Работа в группах по выявлению Решение
нарушений прав человека по ситуационных
или обязанность?»
Права и обязанности трудовому кодексу.
задач,
работников.
Имитация действий, связанных с практическое
Общая характеристика поиском работы.
занятие «Прием
трудового кодекса.
на работу»
Раздел 6. «Семейное право»
Тема «Семья – это…» Определение понятия «институт Беседа,
Семья как объект и семьи», понимание его важности инсценирование
субъект
правового для общества.
ситуаций в семье,
регулирования.
связанных
с
Взаимообязанности в
правами
семье.
с
семейным Решение задач по
Тема
«Семья
и Знакомство
кодексом РФ.
семейному праву
закон»
Общая характеристика Выявление нарушений норм
семейного кодекса РФ. семейного кодекса при разборе
ситуаций.
Раздел 7. «Взаимоотношение прав и обязанностей. Обязанности детей»
документов,
где Беседа
Тема «Мои права = Изучение
определены основные права
мои обязанности»
Взаимоотношения
детей.
прав и обязанностей. Понимание, что наличие прав
16

Права и обязанности предполагает
наличие
родителей и детей в обязанностей.
семье.
Выработка
основных
обязанностей пятиклассника.
основных
Тема «Законы об Изучение
обязанностей, обозначенных в
обязанностях»
Обязанности человека. конституции РФ и других
Всеобщая декларация документах.
прав человека (каждый Понимание
важности
и
человек
имеет целесообразности для развития
обязанности
перед общества
наложения
обществом, в котором обязанностей.
только и возможно Выработка
своего
варианта
свободное и полное перечня обязанностей человека
развитие
его (обсуждение в группах).
личности.).
Европейская
конвенция по правам
человека. Конституция
РФ об обязанностях
человека
(каждый
обязан
платить
законно
установленные налоги
и
сборы;
каждый
обязан
сохранять
природу
и
окружающую среду,
бережно относиться к
природным
богатствам;
защита
Отечества
является
долгом
и
обязанностью
гражданина
РФ;
трудоспособные дети,
достигшие 18 лет,
должны заботиться о
нетрудоспособных
родителях).
Раздел 8. «Защита прав человека»
правозащитных
Тема «Как защитить Изучение
технологий,
знакомство
с
свои права?»

Беседа и
практическое
занятие:
составление
«Декларации
обязанностей
человека»

Беседа,
практическое
17

Юридические
гарантии
прав
человека – наличие
механизмов защиты.
Самозащита
своих
прав и свобод.
Судебная защита прав
человека
и
гражданина.
Несудебная
защита
прав
человека
и
гражданина.
Тема «Защита прав
человека
на
международном
уровне»
Международные
механизмы
защиты
прав человека (ООН и
Совет Европы).
Деятельность
Европейского Суда по
правам человека.

основными институтами защита
прав в РФ. (судебная система,
прокуратура, уполномоченный
по правам человека и др.)

занятие,
практическое
занятие «Защити
свои права»

Изучение дел, рассмотренных в Изучение дел,
Европейском Суде по правам рассмотренных в
человека - ЕСПЧ.
Европейском
Суде по правам
человека,
просмотр
видеофрагментов,
посвященных
работе ЕСПЧ,
ООН и других
институтов,
занимающихся
защитой прав
человека

18

СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы обучающийся должен знать
- основные права и обязанности юношества в области семейного,
имущественного, гражданского, трудового и уголовного отраслей прав;
- названия основных документов, регулирующих правовые отношения
в различных отраслях права;
- приемы работы с социально значимой информацией, её осмысление;
развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
уметь
- соотносить собственное поведение и поступки других людей с
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными
законодательством Российской Федерации,
- защищать правопорядок и грамотно отстаивать свои права правовыми
способами и средствами;
- реализовывать основные социальные роли в пределах своей
дееспособности.
Примерный учебно-тематический план
№

Раздел, тема

Количество часов
10 класс 11 класс

1.
Раздел «Личные права»
1.1. Крепкая семья – личная ответственность
2
каждого
1.2. Ответственное родительство
2.
Раздел «Имущественные права»
2.1. Имущественные права
2
несовершеннолетнего гражданина
2.2. Имущественные споры
2
3.
Раздел «Социальные и культурные права»
3.1. Несовершеннолетние и право на труд
2
3.2. Избирательное право: формула социальной
ответственности
3.3. Гражданин и воинская обязанность
4
3.4. Правонарушения и юридическая
4
ответственность
3.5. Сумей себя защитить
2
Итого
18

2

4
2
4
2
14
19

Содержание программы
Содержание

Виды деятельности
Формы занятий
обучающихся
Радел 1. « Личные права»
Практическое
Тема «Крепкая семья – Знакомство с правами и
занятие, решение
личная ответственность обязанностями
вступающих в брак,
ситуационных задач
каждого»
Брак.
Правовое правами и обязанностями
регулирование
родителей.
отношений
супругов. Анализ возможных
Брачный контракт.
последствий
Практическое
Тема
«Ответственное безответственного
поведения родителей.
родительство»
занятие, решение
Права и обязанности Моделирование и решение ситуационных задач
родителей. Усыновление ситуаций, требующих
детей.
Опека
и применения норм
попечительство
над правового регулирования
детьми.
Права отношений супругов и
родителей и детей.
несовершеннолетних
детей»
Раздел 2. Имущественные права
Тема «Имущественные Знакомство с
имущественными правами
права
и обязанностями
несовершеннолетнего
гражданина, в том числе
гражданина»
Правоспособность и
несовершеннолетнего.
дееспособность
Освоение понятий
гражданина.
«правоспособность»,
Недееспособность
«дееспособность» и
Беседа
сделок, совершённых
«недееспособность»,
несовершеннолетними.
Выявление причин
Обязательства вследствие недееспособности
причинения вреда
гражданина.
несовершеннолетним.
Наследование
несовершеннолетними.
Тема «Имущественные Моделирование и решение Практическое
ситуаций, требующих
занятие, решение
споры»
Недееспособность
применения норм
ситуационных задач
сделок,
совершённых правового регулирования
несовершеннолетними.
имущественных споров.
Обязательства вследствие
20

причинения
вреда
несовершеннолетним.
Наследование
несовершеннолетними
Раздел 3. Социальные и культурные права
Знакомство с правами
Тема
«Несовершеннолетние и несовершеннолетнего при
устройстве на работу.
право на труд»
Трудоустройство и
Моделирование и решение
занятость. Права
ситуаций, требующих
несовершеннолетних.
применения норм
Гарантии трудовых прав правового регулирования
несовершеннолетних:
несовершеннолетнего и
запрещение направления работодателя.
в служебные
командировки,
Практическое
привлечение к
занятие,
решение
сверхурочной работе,
ситуационных задач
работа в ночное время, в
выходные нерабочие и
праздничные дни;
увольнение по
инициативе работодателя
только с согласия
государственной
инспекции труда и
комиссии по делам
несовершеннолетних и
защите их прав и др.
Знакомство с
Беседа «Что такое
Тема «Избирательное
избирательной системой
избирательное
право: формула
РФ.
право?» (с
социальной
Понимание значения
приглашением
ответственности»
Избирательная система и избирательного права для
представителей
избирательное право.
гражданина РФ.
Участковой
Принципы
Осознание потребности в
избирательной
избирательного права.
активной гражданской
комиссии), дискуссия
Гарантии избирательных позиции.
«Молодёжь и
прав граждан. Порядок
Овладение правилами
выборы: формула
проведения выборов.
выражения своей
социальной
гражданской позиции в
ответственности»,
правовом поле.
конкурс сочиненийАнализ и обсуждение
рассуждений «Если
21

возможных социальные
последствий принимаемого
решения.
Характеристика мировых
Тема «Гражданин и
воинская обязанность» процессов и сопоставление
Конституционный долг – их с безопасностью
защита Отечества
государства.
Обязанности и права
Знакомство c примерами
призывников.
самоотверженного
служения по защите
Отечества.
Знакомство с воинской
обязанностью гражданина
РФ.
Знакомство с
обязанностями и правами
призывников, в том числе
на альтернативную службу.
Анализ причины и
возможные последствий
нежелания служить в
армии.
Анализ и характеристика
реформы в армии.
Тема «Правонарушения Знакомство с видами
ответственности, в том
и юридическая
числе
ответственность»
Административная,
несовершеннолетнего
материальная и
гражданина.
уголовная
Анализ причин преступных
ответственность
деяний.
несовершеннолетнего.
Знакомство с видами
Действие УК во времени уголовных преступлений.
и пространстве. Виды
Осознание неотвратимость
преступлений. Лица,
наказания.
подлежащие уголовной
Моделирование и решение
ответственности. Вина.
ситуаций, требующие
Соучастие в
применения норм
преступлении.
уголовного права.
Обстоятельства,
исключающие
преступность деяния.
Виды наказаний.

бы я был
президентом
(депутатом)»

Дебаты (примерная
тема «Служить или
не служить в армии:
нравственный
выбор»), встречи с
интересными людьми
(примерная тема
«Армия – школа для
настоящих
мужчин»), дискуссия
«Реформы в армии:
моя позиция»

Дискуссия «Как и
почему становятся
преступниками»;
цикл бесед по теме
«Правонарушения и
юридическая
ответственность»,
ролевая игра «Если
вы попали в
полицию»

22

Освобождение от
уголовной
ответственности и от
наказания. Уголовная
ответственность
несовершеннолетних.
Преступления против
семьи и
несовершеннолетних
Тема «Сумей себя
защитить»
Применение
правозащитных
технологий через
самозащиту своих прав и
свобод и основные
институты защиты прав в
РФ (судебная система,
прокуратура,
уполномоченный по
правам человека и др.)

Моделирование и решение
ситуаций, требующие
применения норм из
различных областей права.

Ролевая игра,
решение
ситуационных задач
на применение норм
из различных
областей права

23

Приложение 1
Список нормативных правовых актов
Международный уровень
1.
Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей
ООН 10.12.1948).
2.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития
детей (Нью-Йорк, 30.09.1990; Россия подписала Декларацию 31.01.1992).
3.
"Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов
общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные
свободы" (Принята в г. Нью-Йорке 09.12.1998 Резолюцией 53/144 на 85-ом
пленарном заседании 53-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
4.
"Декларация прав ребенка" (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386
(XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
5.
"Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
6.
"Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка,
касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии".
(Принят в г. Нью-Йорке 25.05.2000 Резолюцией 54/263 на 97-ом пленарном
заседании 54-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
7.
"Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного
самовыражения" (Вместе с "Согласительной процедурой") (Заключена в г.
Париже 20.10.2005).
8.
"Декларация и программа действий в области культуры мира".
Резолюция 53/243 Генеральной Ассамблеи ООН. (Принята в г. Нью-Йорке
13.09.1999 на 107-ом пленарном заседании 53-ей сессии Генеральной
Ассамблеи ООН).
9.
"Европейская социальная хартия (пересмотренная)" (принята в г.
Страсбурге 03.05.1996).
10. "Европейская конвенция об осуществлении прав детей" (ETS N 160)
[рус., англ.] (Заключена в г. Страсбурге 25.01.1996).
11. Рекомендация Европейского Союза от 24 января 1996 г. N 1286(1996)
по Европейской стратегии в отношении детей.
12. Всеобщая декларация о культурном разнообразии. Принята 31-й
сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, Париж,02.11.2001г.
13. "Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты
и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их
усыновлении на национальном и международном уровнях". (Принята
03.12.1986 Резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН).
14. "Декларация принципов терпимости" (Принята в г. Париже 16.11.1995
Резолюцией 5.61 на 28-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО).
15. "Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования".
(Заключена в г. Париже 14.12.1960).
24

16. "Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении
и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по
защите детей" [рус., англ.]. (Заключена в г. Гааге 19.10.1996).
17. "Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной
эксплуатации и сексуального насилия" (CETS N 201) [рус., англ.]. (Заключена
в г. Лансароте 25.10.2007).
18. "О правах детей, постоянно проживающих в специализированных
учреждениях".
Рекомендация N R (2005) 5 Комитета министров Совета Европы. (Принята
16.03.2005 на 919-ом заседании представителей министров).
19. "Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для
предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские
руководящие принципы)". (Приняты 14.12.1990 Резолюцией 45/112 на 68-ом
пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
Федеральный уровень
1.
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
2.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от
26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012).
3.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от
30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с
02.01.2013).
4.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от
26.11.2001 N 146-ФЗ(ред. от 05.06.2012, с изм. от 02.10.2012).
5.
"Кодекс
Российской
Федерации
об
административных
правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2012, с изм. от
17.01.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.01.2013).
6.
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012).
7.
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред.
от 29.12.2012).
8.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. и доп.,
вступающими в силу с 01.09.2012).
9.
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" (с изм. и доп., вступающими в силу с 31.01.2013).
10. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012)"Об образовании".
11. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
12. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
25

13. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об
исполнительном производстве" (с изм. и доп., вступающими в силу с
01.01.2013).
14.
Федеральный закон от 07.08.2000 N 122-ФЗ (ред. от 08.11.2011) "О
порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в
Российской Федерации".
15. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 25.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).
16. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О
рекламе"(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).
17. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
18. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1(ред. от 28.07.2012) "О средствах
массовой информации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012).
19. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
20. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012)"О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей".
21. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной
юридической помощи в Российской Федерации".
22. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 21.11.2011) "О
психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
23. Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О
государственной поддержке молодежных и детских общественных
объединений".
24. Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) "О приватизации
жилищного фонда в Российской Федерации".
25. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).
26. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. и доп.,
вступающими в силу с 01.09.2012).
27. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О
противодействии экстремистской деятельности".
28. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О
воинской обязанности и военной службе".
29. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
30. Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии
государственной национальной политики Российской Федерации на период
до 2025 года".
26

31. Указ Президента РФ от 26.03.2008 N 404 (ред. от 29.12.2012) "О
создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации".
32. Указ Президента РФ от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по
реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей".
33. Указ Президента РФ от 13.04.2011 N 444 "О дополнительных мерах по
обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан
Российской Федерации".
34. Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 "Об Уполномоченном при
Президенте Российской Федерации по правам ребенка".
35. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации до 2020 года".
36. Указ Президента РФ от 20.10.2012 N 1416 "О совершенствовании
государственной политики в области патриотического воспитания" (вместе с
"Положением об Управлении Президента Российской Федерации по
общественным проектам").
37. "Основы государственной политики Российской Федерации в сфере
развития правовой грамотности и правосознания граждан" (утв. Президентом
РФ 28.04.2011 N Пр-1168).
38. Постановление Правительства РФ от 11.01.2006 N 7 (ред. от 12.12.2012)
"О Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и
спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы".
39. Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 N 795 (ред. от
06.10.2011) "О государственной программе "Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы".
40. Постановление Правительства РФ от 06.05.2006 N 272 (ред. от
07.06.2012, с изм. от 24.09.2012) "О Правительственной комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав" (вместе с "Положением о
Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав").
41. Распоряжение Правительства РФ от 03.02.2010 N 134-р (ред. от
20.09.2012) «О Концепции федеральной системы подготовки граждан
Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года».
42. Распоряжение Правительства РФ от 22.02.2012 N 209-р «О концепции
федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 годы)».
43. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от
08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с
"Концепцией
долгосрочного
социально-экономического
развития
Российской Федерации на период до 2020 года").

27

44. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 N 2148-р «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие
образования" на 2013 - 2020 годы».
45. Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 N 188 "Об организации
прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и
молодежи".
Региональный уровень
1.
Закон Архангельской области от 24.09.2012 N 536-33-ОЗ "О бесплатной
юридической помощи, правовом информировании и правовом просвещении
в Архангельской области".
2.
Закон Архангельской области от 30.09.2011 N 326-24-ОЗ"Об
организации и обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей"(принят
Архангельским областным Собранием депутатов 28.09.2011).
3.
Закон Архангельской области от 28.04.2012 N 460-30-ОЗ "О
профилактике правонарушений в Архангельской области".
4.
Закон Архангельской области от 20.09.2005 N 83-5-ОЗ (ред. от
04.06.2012) "О молодежи и молодежной политике в Архангельской области".
5.
Указ Губернатора Архангельской области от 17.04.2012 N 46-у "Об
утверждении положения о совете при Губернаторе Архангельской области по
организации бесплатной юридической помощи, правового информирования
и правового просвещения населения на территории Архангельской области.
6.
Постановление Правительства Архангельской области от 12.10.2012 N
463-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской
области "Развитие образования и науки Архангельской области на 2013 2016 годы".
7.
Постановление Правительства Архангельской области от 11.10.2011 N
369-пп (ред. от 25.09.2012) "Об утверждении долгосрочной целевой
программы Архангельской области "Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации и допризывная подготовка молодежи в
Архангельской области (2012 - 2014 годы)".
8.
Постановление Администрации Архангельской области от 26.08.2008
N 187-па/27 (ред. от 02.10.2012) "Об утверждении долгосрочной целевой
программы Архангельской области "Профилактика преступлений и иных
правонарушений в Архангельской области на 2009 - 2012 годы".
9.
Распоряжение Правительства Архангельской области от 25.01.2011 N
15-рп "Об организации допризывной подготовки и военно-патриотического
воспитания граждан Российской Федерации в Архангельской области".

28

Приложение 2
Список литературы для педагогов
1.
1 сентября: Всероссийский день правовых знаний // Право в школе 2010. - № 3. - С. 2-4.
2.
Абашкина О.А. Права детей : урок по правоведению в 7 классе //
Образование в соврем. шк. - 2007. - № 4.- С. 23-27.
3.
Акчурин Т.Ф. Ответственность несовершеннолетних и их законных
представителей // Справ. рук. образоват. учреждения. - 2008. - № 10. - С. 4658.
4.
Акчурин Т.Ф. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних
в современной России // Право в школе. - 2010. - № 2. - С. 24-35; № 3. - С. 4862.
5.
Анин О.В. Права ребенка в школе: как разработать социальный
проект? // Право в школе. - 2009. - № 3. - С. 43-48.
6.
Баракина А.А. Защита прав ребёнка : педсовет // Воспитатель
дошкольного. образоват. учреждения. - 2007. - № 2. - С. 112-115.
7.
Бессонова О. Творческие задания на уроках права в начальной школе //
Учитель. - 2009. - № 5. - С. 28-30.
8.
Блинкова И. Организация внеурочной деятельности по истории //
Учитель. - 2008. - № 1. - С. 74-77.
9.
Боровик В.Г. О правах детей и обеспечении их защиты //
Администратор образования (ОвД). - 2012. - № 16. - С. 3-11.
10. Боровик В.Г. Об обеспечении прав граждан при приеме в
общеобразовательные учреждения // Администратор образования (ОвД). 2012. - № 17. - С. 3-6.
11. Быкова И.Н. Информация в школьный правовой уголок // Работа соц.
педагога в шк. и микрорайоне. - 2009. - № 2. - С. 50-58.
12. В Поморье проанализировано состояние законности в сфере
соблюдения прав детей // Защити меня!. - 2008. - № 4. - С. 37.
13. Вавилова А.А. Методы педагогического воздействия на учащегося //
Справ. клас. рук. - 2007. - № 4. - С. 45-53.
14. Васильева О.Н. Час общения "Права детей" // Работа соц. педагога в
шк. и микрорайоне. - 2010. - № 1. - С. 103-105.
15. Войтко М.В. Что разрешает нам закон: (групповой практикум) //
Основы государства и права. - 2008. - № 2-3. - С. 64-67.
16. Воробьёва Т.А. "Сказка - ложь, да в ней намек..." // Практика адм.
работы в шк. - 2011. - № 4. - С. 75-77.
17. Галактионова А.Ф. "Есть права и у детей"// Читаем, учимся, играем. 2012. - № 8. - С. 32-37.
18. Гулидов П.В. Защита учителем свободы убеждений учащихся // Справ.
зам. директора шк. - 2008. - № 9. - С. 84-89.
19. Демакова И.Д. Новая идеология воспитания: признание самоценности,
прав и свободы ребенка // Директор школы. - 2008. - № 10. - С. 61-66.
29

20. Демченко Н.В. Права и обязанности детей и родителей // Работа соц.
педагога в шк. и микрорайоне. - 2009. - № 2. - С. 60-73.
21. Елисеева Т. Помогите Косте : сценарий правового турнира // Учит. газ.
- 2007. - 21 авг. (№ 34). - С. 18.
22. Ермакова Е. Мучить и оскорблять запрещается : классный час на тему
"Государство и наши права" // Учит. газ. - 2011. - 25 янв. (№ 3-4). - С. 32.
23. Журавлева И.А. Конвенция о правах ребенка: принимать и исполнять
// Право в школе. - 2009. - № 4. - С. 58-59.
24. Зубенко Г.С. Равные права должны быть у каждого // Дет. дом. - 2006.
- № 4. - С. 11-12.
25. Ивонина А.И. Региональный проект "Кто защитит наши права?" //
Основы государства и права. - 2009. - № 2-3. - С. 63-70.
26. Игра "Права подростков" // Работа соц. педагога в школе и
микрорайоне. - 2011. - № 5. - С. 78-89.
27. Илюхина Г.Е. Взаимосвязь и взаимозависимость толерантности и
правовой культуры в школе // Наука и практика воспитания и доп.
образования. - 2008. - № 2. - С. 65-71.
28. Иоффе А.Н. Социальное проектирование в правовом образовании //
Основы государства и права. - 2006. - № 6. - С. 37-61.
29. Кайнова Н.Л. Нестандартные подходы в вопросах правового
образования и воспитания школьников. Московские городские викторины "Я
и мои права" // Право в школе. - 2010. - № 1. - С. 18-25.
30. Как аукнется... // Здоровье школьника. - 2006. - № 7. - С. 26-27.
31. Калантыра А.А. Программа модульного учебного курса "Правовое
воспитание младших школьников в группе продленного дня" для 1-4 классов
средних общеобразовательных школ (в рамках эксперимента по развитию
профильного правового образования) : [разработки уроков для 1-4 кл.] //
Право в школе. - 2009. - № 2. - С. 2-9; № 4. - С. 11-17; 2010. - № 1. - С. 13-17.
32. Калиничева О.А. Игра-соревнование "Права ребёнка" // Справ. клас.
рук. - 2007. - № 12. - С. 14-18.
33. Кожин Ю.А. Права и ответственность ребенка по российскому
законодательству: элективный курс для учащихся 8-11 классов (17 часов) //
Право в школе. - 2006. - № 2. - С. 8-10; 2007. - № 1. - С. 44-52.
34. Козлова Н. Знать и соблюдать : тема "Междунар. право и ваши права".
7 кл. // Граждановедение: прил. к "Учит. газ.". - 2006. - 29 июня (№ 26). - С. 4.
35. Козлова Н. Предмет государственной и международной заботы: тема
"Права ребенка". 6 кл. // Граждановедение: прил. к "Учит. газ.". - 2006. - 3
авг. (№ 31). - С. 7.
36. Копылова М.Н. Изучаем Конвенцию о правах ребенка : (классный час
с приглашением родителей) // Нач. шк. плюс До и После. - 2006. - № 1. - С.
39-41.
37. Кошелева Л.Ф. Классный час "Наше право" // Завуч нач. шк. - 2008. № 7. - С. 113-116.
30

38. Краткая информация о Конвенции ООН о правах ребёнка //
Защити меня!. - 2008. - № 4. - С. 4-5.
39. Кузнецова, Л. Главный документ о правах ребенка // Нар. образование.
- 2007. - № 4. - С. 237-239.
40. Майорова-Щеглова С.Н. Обеспечение и защита прав ребенка в
образовательных учреждениях // Нар. образование. - 2007. - № 4. - С. 223-228.
41. Макеева В.В. Классный час на тему "Права и обязанности
гражданина": 3 кл.// Нач. шк.: журн. - 2011. - № 9. - С. 82-85.
42. Неугодникова Н.Н. Свободные граждане свободной страны // Дет.
досуг. - 2011. - № 2. - С. 78-92.
43. Никулина Т.В. Бинарный урок "Права родителей и детей" // Право в
шк. - 2010. - № 1. - С. 43-44.
44. Окружной тур правовой викторины "Я и мои права. Северный
ПравСоюз" // Право в шк. - 2010. - № 1. - С. 26-30.
45. Певцова Е.А. Возмещение вреда, причинённого ребёнку // Нар.
образование. - 2008. - № 2. - С. 275-279.
46. Пилипенко Т.А. Материалы для бесед с подростками; Круглый стол
"Права несовершеннолетних в школе" // Работа соц. педагога в шк. и
микрорайоне. - 2010. - № 5. - С. 110-125.
47. Пишкова О. Права ребёнка в Российской Федерации сегодня и
перспективы на будущее // Защити меня!. - 2007. - № 1. - С. 6-9.
48. Попова Е. Гражданское образование и воспитание: права ребёнка //
Сел. шк. - 2008. - № 5. - С. 52-58.
49. Прошунина Т.Г. Из опыта работы в группах на уроках права // Право в
шк. - 2011. - № 2. - С. 61-62.
50. Рекомендация Комитета министров Совета Европы государствамчленам о правах детей и социальных услугах, адаптированных для детей
и семей: (публ. в сокращении) // Соц. педагогика. - 2012. - № 5. - С. 9-19.
51. Рехлецкая Е.А. Правовой кружок для подростков: содержание занятий
// Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2011. - № 4. - С. 119-126.
52. Рожков А.И. Права и обязанности обучающихся // Юрид. журн.
директора шк. - 2007. - № 5. - С. 59-62; № 7. - С. 41-49; 2008. - № 1. - С. 44-50.
53. Санжиева Д.С. Проект "Детская правозащитная сеть" // Справ. клас.
рук. - 2009. - № 10. - С. 31-41.
54. Симонова Э.А. Правовая поддержка педагогов и детей в школе //
Справ. клас. рук. - 2010. - № 9. - С. 6-14.
55. Смирнова О. Во-первых, ты - человек: тема "Права детей". 5 кл. //
Граждановедение: прил. к "Учит. газ.". - 2006. - 4 мая (№ 18). - С. 4.
56. Тематический раздел: система гражданско-правового образования
и обеспечение соблюдения прав ребенка // Норматив. док. образоват.
учреждения. - 2010. - № 3. - С. 12-70.
57. Терентьева Е.В. Проект "Альманах прав школьника" // Право в шк. 2006. - № 2. - С. 56-61.
31

58. Тюляева Т.И. Права ребенка в образовательной сфере: обучение
правам ребенка. Обеспечение прав детей с особыми потребностями // Основы
государства и права. - 2008. - № 2-3. - С. 31-53.
59. Уразаева Г.Ф. Ребенок и его права: (урок обществознания в 6 кл.) //
Преподавание истории в шк. - 2010. - № 1. - С. 62-63.
60. Фёклин С.И. Конституционное право на бесплатное и общедоступное
дошкольное образование // Справ.рук.дошкол.учреждения. - 2008. - № 10. - С.
55-64.
61. Филатова Л.Н. Родительский лекторий "Предупреждение нарушений
прав ребёнка в семье" // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2012. № 4. - С. 41-51.
62. Фоминых А.М. Правовой статус ребенка в Российской Федерации //
Право в школе. - 2008. - № 1. - С. 42-44.
63. Форум в Кремле. Подросток и современное общество: права и
ответственность // Воспитат. работа в шк. - 2008. - № 2. - С. 123-125.
64. Халбиева С.Г. Брейн-ринг "Права ребенка"// Преподавание истории и
обществознания в шк. - 2008. - № 3. - С. 79.
65. Хлюпова Е.В. Элективные курсы по праву в предпрофильной
подготовке учащихся // Право в школе - 2011. - № 1. - С. 29-33.
66. Ходаев О.К. Трудовые права несовершеннолетних : план-конспект
занятия // Право в школе. - 2007. - № 2. - С. 17.
67. Шахтина И.М. Конвенция о правах ребенка – детям // Профил. шк. 2010. - № 3. - С. 43-45.
68. Щербакова Е.Я. "Дни права" в образовательном учреждении // Справ.
клас. рук. - 2012. - № 3. - С. 20-24.
69. Яровая О.М. Профилактическая беседа для родителей "Защита прав и
достоинства ребёнка в семье"; Профилактическая беседа "Родительское
отношение" // Работа соц. педагога в шк. и микрорайоне. - 2012. - № 5. - С.
63-77, 88-96.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».